различия в математических способностях

различия в математических способностях

различия в математических способностях

Что касается гендерных различий в математических способностях, то различные исследования, которые проводятся уже на протяжении многих лет говорят о том, что в младших и средних классах различий в математических способностях практически нет, а если и есть, то в пользу девочек. В старших классах существенных различий так же не выявлено. А вот будучи студентами — молодые люди в целом справляются с заданиями успешнее, чем девушки.  То есть, в школьные годы по всем предметам (и по математике в том числе) девочки учатся лучше мальчиков. А в институте по предметам математического цикла юноши начинают немного обгонять девушек. Почему так происходит?

Во-первых, это связано с тем, что женщинам не хватает уверенности в собственных математических способностях. Читая книгу по гендерной психологии я обратила внимание на исследование, в котором говорилось о том, что уверенность женщин в своих математических способностях начинает снижаться  с седьмого класса и далее. Женщины реже посещают факультативы или лекции по математике, что так же связано с неуверенностью в собственных силах и неверием в успех.

Во-вторых, многие женщины считают математику скорее мужским занятием, чем женским. Другими словами в подростковом возрасте для девочек важно чтобы они нравились мальчикам, а достижения в математике (по их мнению) не добавляет им привлекательности. В принципе в этом есть смысл, если вспомнить о том, что большинство мужчин действительно предпочитают, чтобы женщина имела традиционно женскую профессию, была милой, женственной и не умнее, чем он сам.

Так же некоторые ученые отмечают, что успеваемость студента по тому или иному предмету зависит от специальности, которую он планирует выбрать. Поэтому, начиная примерно с седьмого-восьмого класса, девочки все меньше и меньше уделяют внимания математике, т. к. она не соотносится с их планами на будущее.

В-третьих, учителя и родители редко оказывают девочкам содействие и поощряют их в изучении математики. Как правило, педагоги гораздо больше поощряют мальчиков, приписывая их успехи наличию хороших способностей, а неудачи списывая на недостаточное старание. Так же следует упомянуть о влиянии родителей на уверенность ребенка в собственных математических способностях. Исследования проведенные в этой области показывают, что математические успехи дочери родители склонны объяснять старанием, а не способностями. С сыновьями ситуация противоположная. Подобные родительские ожидания могут стать причиной того, что в будущем девочки будут стараться избегать математики в частности и науки вообще (приписывая эти занятия к мужским).

Даже если женщины поступают в технический ВУЗ, то все равно часто сталкиваются с предвзятым отношением преподавателей. Одна моя знакомая решила стать программистом. В группе у них было всего четыре девочки. Как только у кого-то из них происходили затруднения с пониманием того или иного предмета преподаватели, как правило, рекомендовали им подумать о смене специальности. В то время как в тех же ситуациях мальчикам из их группы советовали поднапрячься и продолжать обучение. А один преподаватель на первом же занятии открыто сказал о том, что девочки вряд ли смогут понять его предмет и иметь по нему хорошие отметки.

В-четвертых, есть мнение, что за пределами школы в жизни девочек меньше опыта в области математики. В статье  “Литература, телевидение и игрушки как источники гендерных правил” я говорила о том, какое влияние детские игрушки оказывают на развитие навыков у девочек и мальчиков.