общайтесь с детьми правильно

общайтесь с детьми правильно

общайтесь с детьми правильно

Согласитесь, не так уж часто мы общаемся со своими детьми. По большей части мы обмениваемся стандартными фразами типа: “Ты сделала уроки?” или “Ты ел?” А между тем в любой семье периодически возникает необходимость серьезного разговора со своим чадом. И здесь главное не наговорить лишнего, но и не упустить сути. Поэтому искусству разговорного жанра придется учиться, помня при этом о конечной цели – ребенок должен понять вас.

Говорите на понятном для ребенка языке. Не стоит перегружать свою речь непонятными для ребенка терминами и речевыми конструкциями. В каждом возрасте ребенок может воспринять и понять определенный объем информации определенной сложности. Поэтому если трехлетний малыш спросит у вас, откуда берутся дети, не нужно вдаваться в подробности относительно того каким образом встречаются сперматозоид и яйцеклетка. Вполне достаточно сказать, что детей рожает мама. До определенного времени ребенок будет удовлетворен вашим ответом. А если ему понадобятся дополнительные пояснения, добавьте еще немного информативности. Кстати, чем ребенок младше, тем буквальнее он воспринимает все сказанное. Поэтому рассказ о том, что папа “от боли лезет на стену” может вызвать шок у ребенка.

Стройте разговор с каждым ребенком по индивидуальному сценарию. Даже если вы хотите сообщить детям одну и ту же новость, важно помнить, что дети разного возраста и характера воспринимают информацию по-разному. Кто-то может расплакаться, кто-то впадет в ступор, а кто-то может проявить агрессию… Если вы сосредоточитесь на каком-то одном ребенке, то потеряете диалог и контроль над другими детьми. К тому же дети часто копируют реакции друг друга. К примеру, старший ребенок может совершенно спокойно воспринять информацию о том, что мама снова выходит замуж, а младший ребенок, которого такая перспектива отнюдь не радует, воспримет это с притворным равнодушием. Теперь, чтобы не расстраивать маму, он будет скрывать свои настоящие чувства и тихо ненавидеть своего отчима. Поэтому, чтобы избежать подобной ситуации лучше обсуждать новость с каждым ребенком индивидуально.

Выбирайте для разговора подходящий момент. Не стоит начинать разговор о двойке по математике в тот момент, когда ваш ребенок собирается идти в гости или на улицу, или на дискотеку. Отрывать ребенка от просмотра мультиков или игры тоже не лучшая идея, расстроенный этим обстоятельством малыш будет не лучшим собеседником и вряд ли станет вникать в суть проблемы. И, безусловно, не нужно начинать серьезный разговор в присутствии посторонних или по телефону.

Чаще разговаривайте с детьми, как с равными. Не превращайте беседу с ребенком в монолог, а общайтесь с детьми правильно. Даже если малыш провинился, давайте ему возможность высказать собственное мнение. И вообще почаще разговаривайте с детьми по душам, чтобы при виде вас у ребенка не возникала мысль о том, что сейчас его снова будут за что-то ругать. Взрослея дети, с которыми родители разговаривали по-взрослому, не испытывают чувства одиночества, не боятся попросить о помощи, не попадают в дурные компании.

Почаще показывайте ребенку, что вы на его стороне. В этом случае ребенок будет больше доверять вам. К примеру, ваш сын не хочет ходить на уроки химии, так как у него возник конфликт с учительницей. Согласитесь с ребенком, что она неправильно ведет себя с учениками или не достаточно хорошо знает предмет (если это действительно так). Но вместе с этим постарайтесь убедить ребенка, что это не повод упускать знания. Ведь, в конечном счете, учителя или школу можно сменить, а вот упущенное время не вернешь. И вообще старайтесь как можно чаще показывать, что у вас с ребенком есть общие взгляды, однако вы не всегда одобряете его поступки: в который раз потерял ключи от квартиры, прогулял уроки, невежливо ведет себя с соседями, — тогда вам легче будет добиться от сына или дочери желаемого поведения.

Не откладывайте важный разговор на потом. Иногда мы тянем с откровенными или печальными разговорами, так как не хотим причинить боль ребенку, а заодно и себе. Однако это не более чем самообман. Подумайте с чего начать разговор, что лучше опустить, а на что обратить внимание ребенка – и вперед. Дети ведь чувствуют наше напряжение, просто не решаются расспросить. Поэтому если ребенок все-таки задал вам конкретный вопрос, не отмахивайтесь от него нелепыми отговорками. Он все равно почувствует, что вы обманули его и решит, что вы ему больше не доверяете или будет чувствовать себя нелюбимым и виноватым. К тому же на этой почве у него могут появиться страхи. Поэтому если ребенок спросил вас о чем-то сейчас, то именно сейчас и необходимо прояснить ситуацию.

Всегда подводите итог беседы. Чтобы важный разговор не превратился в обыкновенную болтовню, в конце беседы делайте вывод: “ Так как мы с тобой поступим? Ты окончишь хореографическую школу или бросишь, не доучившись всего полгода?” Если предоставить ребенку последнее слово, то он, скорее всего, примет самое верное из возможных решений. В разговоре с подростком лучше сделать так, чтобы он сам сформулировал выводы. Можно спросить его: “Так как мы с тобой договоримся?” Его ответ будет являться оценкой вашего умения убеждать и вести разговор.