нарушения речи у дошкольников

нарушения речи у дошкольников

нарушения речи у дошкольников

Как правило, если в 2 — 2,5 года ребенок произносит мало слов или не говорит совсем, это настораживает родителей и заставляет их обратиться к врачу. А если в 3 — 4 года ребенок говорит много слов, но неразборчиво или заменяет одни звуки другими, у него нарушен темп или ритм речи, то такие нарушения, как правило, не вызывают у родителей беспокойства. Они убеждены в том, что все дети в этом возрасте так разговаривают, что это норма. И это действительно норма, но для детей не старше трех лет.

Исправить нарушения речи у дошкольников и школьников поможет логопед. Он знает, как научить ребенка правильно произносить звуки, научить его составлять рассказы, писать, читать, справиться с проблемой нарушения письма и чтения, безболезненно растянуть уздечку и др.

Важно знать, что чем старше становится ребенок, тем труднее исправлять то или иное нарушение речи. Поэтому логопедам, психологам, педагогам необходимо как можно раньше начинать работать с детьми.

Речевое развитие ребенка от рождении до года.

У новорожденного ребенка необходимо развивать слух, осязание, зрение. Поэтому, начиная с первого месяца жизни, ребенка учат фиксировать взглядом стоящие на месте предметы, всматриваться в лицо говорящего с ним человека, следить за движущейся игрушкой. Крайне важно разговаривать с ребенком, так как это учит его прислушиваться к окружающим звукам и звукам речи в том числе.

Примерно в возрасте 2-3 месяцев ребенок начинает издавать звуки (гуление). Если ребенок молчит – это должно насторожить родителей.

В 4 месяца детей нужно учить поворачивать голову на голос человека, который его зовет или на звук погремушки. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, чтобы общение со взрослыми вызывало у ребенка радость, двигательную и голосовую активность.

На шестом месяце ребенку можно показывать мебель, части тела, предметы одежды и т. д. Вкладывать в руку ребенка погремушки и вместе с ним, взяв его руку в свою, махать ими (стимулируя малыша двигать игрушкой самостоятельно).

От 9 месяцев до года ребенка учат отыскивать предмет, который находится на одном и том же месте (“Покажи, где стоят часы”, “Покажи, где висит картина”). Также детей учат открывать и закрывать коробки, класть что-нибудь внутрь, запоминать имена взрослых, названия игрушек и др.

Продолжаются упражнения, направленные на развитие голоса ребенка. Его учат имитировать лай собаки, мычание коровы и т. д. Также необходимо развивать дыхание малыша. Для этого можно дуть на мыльные пузыри, огонь свечи, воздушный шарик. Можно учить ребенка простым игровым движения “привет”, “пока”, “ладушки” и др.

Вызывать тревогу в речевом развитии годовалого ребенка должно следующее:

  • Ребенок не откликается на свое имя;
  • Не оглядывается, услышав новые звуки (звонок телефона, шум бытовой техники);
  • Не понимает часто употребляемые слова (игрушка, ложка, стол), требования (“дай”, “пошли”);
  • Не произносит короткие слова (дай, да, нет, папа, мама, баба);
  • Не подает никаких знаков (жестами или лепетом), если хочет чего-то;
  • Не пробует подражать звукам;
  • Никак не реагирует на изменение тона голоса взрослого, на слова “нельзя”, “нет’.

Речевое развитие ребенка от года до двух лет.

Малышу объясняют названия животных, одежды, растений и др. Учат подбирать и различать формы (кубик, шар). Показывают, как строить домики из кубиков, конструктора. Причем, когда малыш складывает что-то из кубиков необходимо следить за тем, что бы он пользовался обеими руками.

Для развития дыхания ребенка учат дуть мыльные пузыри, надувать шарики. Учат подражать крикам животных и птиц (свинье, собаке, кукушке и др.). Кроме того, для речевого и психического развития полезно учить ребенка играть в простые игры (кормить куклу, купать, класть ее спать).

Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте двух лет должно следующее:

  • Ребенок не говорит простых предложений (“Дай мяч”);
  • Не показывает на картинках знакомые предметы;
  • Говорит “в нос”;
  • Воспринимает не речевые звуки (стук, свист), но не понимает речь;
  • Не задает вопросов (“Где мама?”);
  • Ему не интересно слушать сказки, песни, стихи;
  • Когда малыш говорит, у него раздуваются щеки, кончик языка высовывается между зубами, а речь получается с хлюпающим или свистящим оттенком.

Речевое развитие ребенка от двух до трех лет.

Малыша учат узнавать на картинках и называть овощи, фрукты, животных, птиц. В играх становится больше ручных действий (нанизывание колец на шнурок, подбор одинаковых картинок, лото и т. д.).

Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте трех лет должно следующее:

  • У ребенка хлюпающая речь;
  • Ребенок заикается;
  • Очень мало говорит, старается объясняться мимикой, жестами;
  • Не составляет предложений, состоящих из нескольких слов;
  • Ребенок не понимает, что ему говорят;
  • Всегда внимательно смотрит на рот говорящего, не слышит, когда его зовут из другой комнаты;
  • Не различает звуки (телефона, телевизора);
  • Ребенок неохотно общается со сверстниками, замкнутый.

Речевое развитие ребенка от трех до пяти лет.

В четыре года малыш должен знать названия и уметь описывать (по вкусу, цвету, форме, размеру) предметы, фрукты, овощи.

Ребенку дают понятие о некоторых пространственных и временных представлениях (появляются слова – вверху, внизу, сегодня, завтра, близко, далеко…). С детьми проводятся игры направленные на понимание предлогов “в”, “на”, “за”, “под” (“положи машинку в коробку”, “положи куклу на кровать”).

Малышей привлекают к лепке, рисованию. Учат складывать матрешек, раскладывать отдельно маленькие и большие кубики, различать и называть детали некоторых предметов (у куртки – рукава, капюшон). Ребенок должен уметь считать до 5-10, складывать пазл из 10-15 частей. Кроме того, ребенок должен знать сое имя, фамилию, адрес, возраст.

Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте четырех лет должно следующее:

  • Ребенок не задает вопросов;
  • Не может пересказать то, что ему читают, рассказать, что было в детском саду;
  • Неправильно произносит большинство звуков;
  • Другие люди не понимают речь малыша;
  • Речь ребенка неразборчивая, невыразительная, гнусавая;
  • Ребенок не отвечает на вопросы: “что?”, “когда?”, “почему?”;
  • Не строит предложения из трех-четырех слов;
  • Не рассказывает, что он нарисовал;
  • Ребенок не может объяснить словами, что он хочет или что с ним случилось.

Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте пяти лет должно следующее:

  • Речевое развитие осталось на уровне ребенка четырех лет;
  • Ребенок не может запомнить наизусть короткое стихотворение, считалку;
  • В речи допускает много ошибок (типа: два глазов, много ротов);
  • Не составляет предложения из 5-6 слов;
  • Не рассказывает сверстникам или взрослым, что он нарисовал или хотел нарисовать;
  • Даже с помощью картинок плохо пересказывает знакомые сказки, рассказы;
  • Неправильно понимает смысл слов или фраз окружающих.

Речевое развитие ребенка от пяти до семи лет.

В этом возрасте у детей развивают пространственные представления. Ребенок должен уметь поставить игрушку перед другой игрушкой, рядом или за ней. Учат определять предметы на ощупь (показав ребенку игрушки, их убирают в непрозрачный мешок, затем, засунув туда руку, ребенок должен ощупать предмет, назвать его, а затем вынуть).

Помимо этого детей учат определять времена года по описаниям взрослого и по картинкам.

Для формирования обобщений и развития понимания причинно-следственных отношений проводятся следующие игры: “Один лишний” (когда, глядя на картинку, ребенку нужно найти среди 4-5 предметов один лишний и объяснить почему убрать нужно именно его. Например: лишний гусь, потому что на картинке нарисованы все звери, а гусь это птица.) и другие.

Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте шести лет должно следующее:

  • Речь ребенка монотонная и невыразительная;
  • Допускает в речи ошибки характерные для детей более младшего возраста;
  • Не может сам пересказать знакомую сказку;
  • Не хочет играть в речевые игры (“Доскажи слово”, “Угадай звук”);
  • Не может составить рассказ по картинкам или описать событие из своей жизни;
  • Не может удерживать внимания на теме разговора, перескакивает с одной темы на другую.

И так, мы перечислили некоторые приемы обучения и воспитания, которые позволяют развить несформированные функции, а также нарушения речи, которые могут возникнуть у детей в возрасте до семи лет.  Если в речи своего ребенка вы заметили хотя бы одну из перечисленных особенностей речи, то лучше всего поскорее обратиться за консультацией к логопеду.