консультация логопеда

консультация логопеда

консультация логопеда

Не редко случается так, что, кроме того, что диагноз написан не разборчиво, так еще и не понятно, что он означает. Я полностью согласна с тем, что именно родители должны знать, что обозначают все слова, которые написаны в карточке ребенка. Ведь они написаны не только для врачей, но и для нас. Врачи могут уволиться, карточка потеряться, поэтому папа и мама должны иметь четкое представление о состоянии здоровья ребенка. Спрашивайте психологов, логопедов, врачей обо всех диагнозах, которые они ставят вашему малышу. Всегда, даже очень сложные вещи можно объяснить понятным языком и врачи это умеют.

Вы должны выяснить следующее:

  • Что означает поставленный диагноз;
  • Полное название заболевания, которым болеет ваш ребенок;
  • Как данное заболевание проявляется. Есть ли какие-либо симптомы, которые в данный момент отсутствуют у ребенка, но могут проявиться позже;
  • Что можно сделать, чтобы не допустить этого;
  • Какие существуют методы лечения и в чем их разница;
  • Если заболевание хроническое, то как оно протекает и как будет меняться лечение ребенка с возрастом.

Профессия логопеда имеет много тонкостей и нюансов, а в речи специалиста встречается много непонятных слов, терминов, понятий. Поэтому предлагаю осветить некоторые из них.

Логопедия – наука, которая изучает нарушения речи и разрабатывает методы борьбы с ними.

Логопедический кабинет – это специализированный кабинет (при больницах или поликлиниках) для приема детей и взрослых, которые страдают нарушениями речи.

Логопедический кабинет при детской поликлинике – для детей с любыми нарушениями речи в возрасте от 2 до 14 лет. Специалист проводит первичный прием по направлениям врачей детских учреждений, прием детей поступающих в школу, проводит занятия.

Речевая карта – это основной документ, который характеризует состояние речи ребенка. Она заполняется логопедом во время обследования. В нее заносятся имя, фамилия, возраст, адрес проживания ребенка, информация о перенесенных малышом заболеваниях, заключения специалистов (отоларинголога, невропатолога и др.), а также жалобы родителей. Помимо этого во время обследования в карте фиксируется состояние устной речи ребенка (словарный запас, темп и ритм речи, звукопроизношение и др.), состояние артикуляционного аппарата. В конце делается краткое заключение логопеда и описывается план коррекционной работы.

Отставание (недоразвитие) речи – это более низкий уровень сформированности речи.

Расстройство (нарушение) речи – это отклонение от нормы, которое вызвано либо изменениями в работе (или строении) речевой (слуховой) системы, либо задержкой психического развития ребенка.

Речевой (артикуляционный) аппарат – это совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи.

Дислалия -  это нарушение произношения отдельных звуков при нормальном слухе и деятельности речевого аппарата. Бывает функциональная дислалия (когда строение артикуляционного аппарата ребенка и его слух не страдает) и механическая (вызвана аномалиями зубов, челюстей, строение неба).

Дизартрия – это тяжелая форма нарушения произнесения членораздельной речи. Возникает при нарушениях кровообращения, травмах мозга, воспалительных процессах. Движения у таких детей, как правило, замедленные, ребенок не может оскалить зубы, надуть щеки и т. д. Произносить первые слова ребенок начинает в 1,5 – 2 года, а говорить первые фразы около 5 лет. Такие детки должны наблюдаться у невропатолога.

Брадилалия – замедление темпа речи. Ребенок произносит слова почти по слогам, растягивает звуки и слова, делает длительные паузы между словами. Сама речь монотонная и невыразительная. Такое речевое расстройство может сопровождаться общей заторможенностью и вялостью ребенка.

Тахилалия – ускорение темпа речи. Дети не только говорят очень быстро, но частенько меняют слова местами или проглатывают их. Иногда такое речевое расстройство сопровождается повышением общей двигательной активности ребенка.

Логоневроз – это невроз, который проявляется в форме расстройства речи (например, невротическое заикание).

Логофобия – боязнь речи.

Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет), при хорошем слухе. Обусловлено оно недоразвитием (или повреждением) речевых областей головного мозга, которое наступило  в период внутриутробного развития или в период раннего развития ребенка. Такие дети медленно накапливают словарь, с трудом строят фразу, могут переставлять слова местами, заменять один звук другим. Иногда у детей и вовсе бывает какая-то своя речь, которую никто не понимает.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения. Это связано с анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщепление губы, твердого и мягкого неба и др.).

Афазия – полная или частичная утрата уже сформированной речи. Она возникает у детей более старшего возраста. У ребенка нарушается способность произносить слова или понимать чужую речь.

Общее недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (относящихся к смысловой или звуковой стороне).

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи. То есть при письме у ребенка наблюдаются повторяющиеся, стойкие ошибки (искажения и замена букв и т. д.).

Дислексия – это частичное нарушение чтения. В процессе чтения у ребенка наблюдаются повторяющиеся ошибки стойкого характера (зеркальное чтение, пропуск слогов, букв и др.).

Если у вашего ребенка наблюдаются выше перечисленные нарушения речи или письма, то вам просто необходима консультация логопеда.